Авторская колонка

Будни Конституционного суда

https://youtu.be/dWJzlsntR3s

Наталья Гулевская

Полезные идиоты

Вновь либеральная общественность активно ...

Наталья Гулевская

Голобородько — это приговор

https://youtu.be/3pwjAh5awM4

Наталья Гулевская

Банальный вандализм

Многие просят меня, как сопредседателя партии ...

Наталья Гулевская

Статьи

Поломали сценарий

Как красиво придумали в путинской администрации: ...

Не верю

Михаил Жванецкий

Как вербуют осведомителей ФСБ

Жизнь гражданского активиста Павла Кузнецова ...

Сервис блогов "Яндекс.Дзен" удалил опубликованное 2 апреля расследование проекта Baza об апартаментах, которыми сначала владел ВТБ, а потом журналистка ВГТРК Наиля Аскер-заде.

Как выяснилось, Роскомнадзор начал массово блокировать тысячи ссылок на интернет-ресурсы, перепечатавшие этот материал о связи между 63-летним главой ВТБ Костиным и 31-летней ведущей "России 1". Расследование стало предметом судебного разбирательства, нарушившего ряд правовых норм, а большинство сайтов, ссылки на которые были заблокированы, не упоминались в судебном решении. Об этом сообщают "Ведомости".

Об удалении материала Baza сообщила в своем Telegram-канале, текст расследования доступен на сайте проекта. В расследовании Baza говорилось о том, что Аскер-заде владеет в Москве апартаментами в жилом комплексе "Новая Остоженка" в 1-м Зачатьевском переулке. Эти апартаменты в 2012 году приобрел ВТБ, позднее они были проданы офшору с Британских Виргинских островов Erelson Investments Limited, а в 2014 году владелицей недвижимости неожиданно стала Аскер-заде. Росреестр подтвердил эту информацию. Примерная стоимость этих апартаментов площадью 155 кв. м. - 150 млн рублей.

Интересно, что это уже вторая квартира государственной журналистки в этом же ЖК. Первые апартаменты площадью 228 кв. м. тоже изначально были в собственности банка ВТБ, пишет Baza. В августе 2011 года их купил у певца Александра Малинина руководитель дочернего банка ВТБ на Кипре (RCB Bank Ltd) Кирилл Зимарин. А уже через месяц Зимарин по договору дарения передал ее Наиле Аскер-заде. Эта квартира сегодня оценивается примерно в 270 млн рублей. Таким образом журналистка, которую связывают с главой банка ВТБ, непонятным образом получила в дар более 380 квадратных метров в элитном жилом комплексе на Остоженке.

Вот эту информацию и посчитал Роскомнадзор порочащей чью-то честь и достоинство. Baza убеждена, что "все дело в особых отношениях ведущей и главы банка Андрея Костина".

Наиля Аскер-заде ранее была корреспондентом "Коммерсанта" и "Ведомостей", с 2011 года работает на ВГТРК. В 2018 году она вдруг стала лауреатом премии ТЭФИ как лучший интервьюер на российском ТВ, обойдя таких знаменитых журналистов, как Владимир Познер, Кирилл Поздняков, Алексей Ягудин и Евгений Гусев. Статуэтка досталась ей за программу "Действующие лица с Наилей Аскер-заде", в рамках которой она успела поговорить о любви с Алишером Усмановым, поговорить по душам с Аркадием Ротенбергом, Станиславом Черчесовым, Рамзаном Кадыровым, Сергеем Лавровым и другими сильными мира сего.

Как объяснил представитель сервиса, "Дзен" получил жалобу на материал, поскольку тот содержит оскорбление или клевету, но не ответил на вопрос, от кого получена жалоба. Также "Дзен" получил уведомление Роскомнадзора, который указал, что материал Baza содержит информацию, распространение которой в России запрещено. Служба сослалась на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску ВТБ о защите деловой репутации, вынесенное в ноябре 2018 года. Это решение касалось публикаций, в большинстве из которых были упомянуты ВТБ, президент банка Андрей Костин и Наиля Аскер-заде.

Представитель Роскомнадзора подтвердил, что направил такое уведомление "Яндексу". Он не раскрыл, какие именно сведения в материале Baza Роскомнадзор признал запрещенной информацией. На аналогичный вопрос самой Baza сотрудники Роскомнадзора также не ответили.

На основании ноябрьского решения суда и аналогичного ему решения, вынесенного тем же судьей в сентябре 2018 года, Роскомнадзор уже заблокировал около 1000 ссылок на интернет-ресурсы, следует из данных общественного проекта "Роскомсвобода". Руководитель "Роскомсвободы" Артем Козлюк назвал столь массовую блокировку на основе всего двух судебных решений опасным прецедентом для России

ВТБ начал жаловаться на распространение сведений, порочащих его деловую репутацию, летом 2018 г. "Ведомости" обнаружили в картотеке Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области сведения о 10 похожих исках банка. Девять из них были объединены в одно судебное производство, решение по ним было вынесено в сентябре 2018 г.: суд признал опубликованную на 16 новостных ресурсах информацию не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию ВТБ и запрещенной к распространению в России. В ноябре суд вынес практически идентичное решение еще по одному иску ВТБ, оно касалось 14 сайтов.

При этом суд постановил признать запрещенными не сами материалы, размещенные на этих ресурсах, а именно сведения в отношении ВТБ и его сотрудников. В решениях судов цитируются абзацы из оспариваемых статей, но какие именно сведения признаются запрещенными, не конкретизируется.

Управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко называет массовые блокировки по иску ВТБ "правовым нигилизмом". По его словам, суд даже не пытался привлечь к процессу администраторов сайтов, чтобы установить соответствуют ли опубликованные сведения действительности. Также суд не указал в решении, какие именно сведения не соответствуют действительности и носят порочащий характер, в итоге нарушив сразу несколько правовых норм.

"Невозможно автоматически применять решение по сведениям в конкретном тексте или текстах к любому другому тексту. Суд обязан каждый раз заново оценивать каждый текст. И у автора должно быть право доказать суду, что изложенная им информация верна", - заявил эксперт. Кроме того, нормам права противоречит и применение данных решений для блокировки других сайтов, не упомянутых в решениях суда.

Руководитель правозащитной группы "Агора" Павел Чиков называет происходящее "цензурой рунета в интересах отдельных лиц". Он также уверен в противоправности использования таких схем блокировки без решения суда по каждой конкретной публикации. А сооснователь проекта Baza Никита Могутин из Baza полагает, что Роскомнадзор вычищает материалы "автоматически", не задумываясь о том, упомянуты ли порталы в решении суда.

Наиля Аскер-заде родилась в декабре 1987 года в Баку, столице Республики Азербайджан. С персидского языка ее имя переводится как "достигать успеха", или "подарок", а приставка "заде" к фамилии говорит о том, что по национальности девушка азербайджанка.

В семье Аскер-заде, помимо нее, воспитывалась еще одна дочь. Помимо обучения в школе, в детстве девочка посещала гимнастическую школу. В целом личность Наили остается загадочной, поскольку телеведущая предпочитает не афишировать информацию о родителях и детских годах.

По собственным словам Наили, после окончания школы она поступила в вуз, который закончила и получила диплом экономиста. В 2017 году она поступила в МГИМО, где получает второе высшее образование, планирует стать специалистом в области международных финансов.

 

Топ видео

Blinibioscoop